| |||
или национальная идея городского масштаба |
На страницах M.A.DE мы уже говорили, что бренд страны ничем не отличается от бренда товара. То же самое можно сказать и о бренде региона и, в конце концов, о бренде города. Так как же городу собрать за свой бренд как можно больше денег? В Крыму, кажется, нашли ответ на этот вопрос. Все очень просто: нужно отметить день рождения города. Тогда и государство денег выделит, и замечательный информационный повод для имиджевой рекламы появится. Но отмечать надо не «рядом официальных мероприятий», а с шиком и размахом, как это сделала Евпатория.
Название этого приморского городка за 2500 лет претерпела некоторую трансформацию. Поначалу - это был греческий полис Керкинитида. Здесь отдыхал от своих подвигов сам Геракл, об этом свидетельствуют найденные при раскопках барельефы. Между прочим, прославленный муж и сегодня возлежит на городском пляже (в виде скульптуры). В обнимку с греком с удовольствием фотографируются одинокие дамы. Затем хозяевами города стали кочевники. Гёзлев был одним из крупнейших центров работорговли средневековой Европы. И, наконец, современная Евпатория - первые грязелечебницы России, всесоюзная детская здравница, стихи Маяковского, и... Что еще четыре года назад мы могли сказать об этом курорте? Да, в принципе, ничего. И вот выясняется, что этому городку в 2003 году стукнет 25 веков. Мда-а-а. Нужны деньги, нужны курортники, нужен праздник, нужна реклама. И это понимают не только в Евпатории, но и в Киеве. Президент Украины Леонид Кучма подписывает Указ «О праздновании 2500-летия Евпатории», дает городу звание «Всеукраинской детской здравницы» и подписывает «Государственную программу развития всеукраинской детской здравницы Евпатория на период до 2010 года». Кроме того, Евпатории выделяют 3 миллиона гривен. И вы полагаете, что солидная часть этих денег пошла на рекламу? Нет. Все эти денюшки вложили в реконструкцию и благоустройство города. В центре и в приморской части Евпатории на месте старого асфальта уложили плитку. На улице Дувановской, где стоят дома еще дореволюционной постройки, фасады зданий обновили с применением современной технологии «под старину». Оба вокзала (авто и железнодорожный) не только капитально отремонтировали, но и обеспечили новой техникой. Весь город вымели, вычистили, побелили и покрасили. И опять таки: не все работы были за счет государства. Горисполком в добровольно принудительном порядке распорядился, что бы предприятия всех форм собственности навели на своей и прилежащей к ней территории блеск и чистоту, иначе - штраф. Кроме того, проводились различные конкурсы, как то «Самому чистому двору Евпатории бесплатная детская площадка» и т.п. Евпатория еще в 2002 году была признана самым лучшим городом по благоустройству в Крыму, а тут ведь праздник! Пока наводили порядок, заодно и символику города - герб и флаг - проставили: на домах, магазинах, киосках, торговых палатках, транспорте и на униформе городских служб и продавцов - в общем, везде, где было возможно. Что бы достойно отпраздновать поначалу хотели пригласить специалистов в области PR. Приезжали профессионалы из Киева. Посмотрели, посчитали, предъявили горисполкому счет. Такой большой суммой город не располагал. Пришлось отказаться от услуг киевлян и разрабатывать «План мероприятий» самостоятельно, для чего и была создана при горисполкоме «Комиссия по проведению 2500-летия Евпатории». Главный метут разработки - мозговой штурм. Насколько он себя оправдал - судите сами. Праздновать начали еще зимой. И не просто так, а, заявив о себе на весь мир: 1 февраля в поселке Новоозерное украинские военные моряки передали делегации Евпатории во главе с мэром Андреем Даниленко, привезенный из Греции Олимпийский огонь. Его несли эстафетой 59 км 117 человек на Театральную площадь курорта. Там зажечь священный огонь доверили самому старому жителю города и матери первого ребенка юбилейного года. И вы думаете на такое грандиозное событие нужно было приглашать журналистов? Да пишущая братия за три дня очередь занимала, что бы у факелоносцев взять интервью. Еще в 50-х годах прошлого века в Евпатории был построен Центр Управления Космических Аппаратов. Отсюда происходило управление первыми пилотируемыми полетами. Сейчас ЦУП продолжает работать. Там проходят научные семинары и конференции, проводятся экскурсии. А в этом году из ЦУПа было послано дружественное послание внеземным цивилизациям. Журналисты были в восторге. Евпаторийский «Театр на ходулях» задумал попасть в «Книгу рекордов Гиннеса»: высокие слуги Мельпомены прошагали на ходулях без остановки от Евпатории до Симферополя, а потом еще и представление в столице устроили. Такого длительного марафона на ходулях свет еще не знал. Теперь рекордсмены ждут официального диплома «Книги». А дальше - пошло-поехало: фестивали, семинары, конференции. Да научные, да международные, да на неделю на две. А где все участники проживали? Правильно - в здравницах и домах отдыха Евпатории. Опять же журналисты, как отечественные, так и зарубежные, такие события не пропускали. Если раньше в сезон украинские и российские мегазвезды выступали исключительно на ЮБК, то последние два года Евпатория обязательный пункт гастрольной программы. Почему? Да потому, что этот город уже третий год подряд занимает первое место среди крымских курортов по числу организованных отдыхающих, обставив знаменитые Ялту, Алушту и Судак. Заполняемость местных здравниц практически весь сезон - 100 - 110%. Сегодня в Евпатории 67 санаторно-курортных учреждений, в том числе 27 санаториев (из них 20 детских), 10 пансионатов и домов отдыха, водолечебница, две курортные поликлиники и водогрязелечебница «Мойнаки». Многие здравницы работают круглогодично. Каламитский залив, на берегу которого раскинулась Евпатория – это 50 километров бархатного песка. Купальный сезон начинается здесь с середины мая и длится до середины октября. Тут не бывает ни сильных штормов, ни резких понижений температуры. Гладкое песчаное дно, постепенно понижаясь от берега, делает евпаторийские пляжи не только привлекательными для взрослых, но и безопасными для детей. Но курортник возвращается в Евпаторию не только из-за уникальных лечебных факторов и доступности, но и потому, что здесь в последние годы стало интересно и уютно. В этом городе ко всему подходят с выдумкой и любовью. Из обыкновенного трамвая одноколейки здесь сделали достопримечательность: даже весьма обеспеченные отдыхающие считают своим долгом прокатится хотя бы по одному из трех маршрутов. На общественном транспорте на набережную не проедешь - запрещено. Зато есть велорикши. «Китайский» вид транспорта появился в Евпатории в 2000 году. Появился и прижился. Не меньше десятка трехколесных велосипедов с такситскими шашечками на желтых боках зазывают уставших путников. Кроме того, Евпатория единственный в Крыму город, где есть велосипедный милицейский патруль. Такой себе «Pasifikl». Евпатория первый и пока единственный в автономии город, который удостоился юбилейной монеты и международной почтовой марки. «Укртелеком» выпустил 3 вида телефонных чипкарт с изображением курорта. Вышло 3 документальных фильма, 3 книги, лазерный CD диск «Евпаторийский шансон», проспект города, открытки, календарики, и пока еще не учтенное количество журналистских статей и сюжетов из Евпатории и о Евпатории. И практически все это за счет спонсоров и коммерческих структур. Самой модной «фишкой» в городе стали... памятники. На привокзальной площади девочка играет с дельфином - это «Рождение Керкинитиды». У ЗАГСа памятник в стиле «Ню»: на тощем мужичишке с победоносным видом восседает дородная женщина. Местные жители тут же прозвали скульптуру «Украинская семья». Здесь очень любит фотографироваться молодежь. Возле молокозавода водрузили памятник корове, а возле хлебного комбината - пекарю. Пожарные посмотрели на это дело, и открыли возле пожарной части барельеф пожарным (опять таки единственный в Крыму). Собираются в Евпатории и ГАИшнику памятник организовать. Уже и сделали его, но решили, что худых ГАИшников не бывает. Теперь исправляют. Подчеркиваю: все памятники организации ставили по своему желанию и деньги на их сооружение искали сами. Получается, что у горожан азарт какой-то появился. Кто-то просто наслаждался переменами, а кто-то и заработал на этом. Все жили идеей юбилея. Заново открывали учебники истории и краеведенья. Придумывали что-то сами, лишь бы как-то отличится, прославить свой город, поучаствовать в общем празднике и сберечь и приумножить все то, чего достигли за последние четыре года. Это ли не та самая национальная, простите, городская идея?! M.A.DE, №5, 2003 |
Имидж Крыма, или кому это надо |
Крымский расклад или ноль внимания на рекламу |
Крымская война - урок истории |
Туризм – окно в Европу |
На Главную |